Креативность – что это такое? То же самое, что и творчество? Или нет? Если нет, то в чем разница? Предлагаем разобраться в этих вопросах.
Когда не виден выход из проблемы, требуется некий внешний толчок, чтобы ситуация смогла выйти из ступора. Креативная идея и является “автором” такого интеллектуального толчка.
Естественно, творчество и креатив “ходят”
рядом. Однако это не одно и то же. Основное отличие креатива – более
практическая нацеленность на конкретные материальные цели. Это и
“привязка” к дальнейшему развитию данной идеи, и учет-разрешение
возникающих трудностей. Например, креатив в области рекламы
– это разработка такого имиджа фирмы, логитипа и прочей внешней
атрибутики, чтобы вызвать у потенциального потребителя конкретные
ассоциации, предвидеть возникшие трудности и шероховатости. В конечном
итоге, помочь потребителю решить его проблемы с помощью именно этой
фирмы. То есть креативность подразумевает некий охват проблемы “в
целом”, но в практическом русле. Чаще всего в области технологической.
Когда речь заходит о творчестве, обычно употребляют слова “вдохновение”, “озарение”. Обязателен учет традиций. Креативность –
более “приземленное” творчество. И вдохновение в нем требуется в
меньшей степени. Здесь больше алгоритмики, применения уже разработанных
методик. Креативность основывается на конкретных практических знаниях,
понимании конечных целей продвижения или представления. Здесь важнее,
чем в творчестве, требуется знать конкретные ответы на вопросы “что создавать?” и “как создавать?”
Поэтому творчество первично и
креативность сама по себе не может создать ничего нового. Она лишь
“рамка”, “оформление” творчества. Результат проявления креатива – это
статуэтка, расположенная на подставке нужной формы и нужного цвета,
размещенная в нужном освещении в конкретной экспозиции. Предназначенная
конкретным ценителям, которые придут ей восхищаться.
Поэтому креативная деятельность
– это и знание психологии: ожиданий людей, настроений и эмоций. Как
известно, количество информации каждый год удваивается. Остается меньше
возможности качественно ее проанализировать. По этой причине
информации, оформленной креативно, гораздо легче “достучаться” до потребителя, которому она предназначена.
Если вдуматься, в современном мире гораздо важнее не факт приобретения престижной вещи.
А то, какой именно имидж сформирован результатом обладания данной вещи.
Одно дело стать обладателем “Нивы”, и совсем другое – “Джипа”. И дело
здесь не только в большей или меньшей “раскрученности” торговой марки.
Покупатель платит не за само авто, а за тот общественный статус,
который дается приобретением престижного внедорожника. То есть
фактически за информацию, которую будет сообщать окружающим факт такого
владения. А это и есть креативная составляющая престижной иномарки. И
именно за нее покупатель согласен платить немалые деньги.
Термин креатив в
России используется в основном рекламщиками. Под креативом они понимают
идею в самом общем смысле. Сюда входят идея рекламного сообщения,
слоган, разработка различных форм его подачи. Созданный рекламный
креатив обязательно содержит творческое оформление конкретного замысла
в форме, наиболее подходящей целевой аудитории. То есть тем людям,
которых требуется сделать потенциальными или фактическими покупателями
рекламируемой продукции.
Естественно, рекламщики вынуждены
бороться за качество своего труда – иначе не выжить. Один из способов
поднять качество рекламной услуги – тщательно разработать и выверить ее
креативную составляющую. По это причине многие рекламисты стали
выделять креатив отдельной статьей расходов, как неотъемлемую и
важнейшую составляющую успешной рекламной компании.
Следующей ступенькой стало появление
креативных агентств, специализирующихся исключительно на разработке
креативных идей. Поскольку быстро пришло понимание того, что тщательно
и добросовестно разработанная креативная идея – это залог успеха (или
не успеха!) всей проводимой рекламной компании.
|